Люди своего дела: Сергей Петров

Как сделать малый бизнес успешным?

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес.

Генеральный директор компании «Русский профиль-Железногорск» Сергей Петров рассказал об успешном опыте импортозамещения.

Был ли у вас опыт ведения бизнеса до «Русского профиля»?

Да, до этого я с 22 лет занимался розничной торговлей — у нас с партнерами была сеть магазинов отделочных материалов и напольных покрытий.

Как появилась идея создать производство?

Идею «подсказал» как раз наш розничный бизнес. В ассортименте магазинов были товары европейских производителей, и я обратил внимание на алюминиевые пороги из Польши — а сырье для них везли из России. Я подумал, почему бы не производить такой же товар самим, внутри страны. Решили попробовать, и у нас получилось. Можно сказать, что наша компания — успешный пример того самого импортозамещения, которое сегодня провозглашено главным вектором развития российского бизнеса.

Начинать дело было легко?

Легко, потому что было интересно. Это тот случай, когда работа по эмоциям напоминала занятие любимым хобби. Мы были с головой погружены в новое дело, работали не с девяти до шести, а круглосуточно и без выходных.

Не мешало отсутствие производственного опыта?

Главное — желание и интерес, а учиться никогда не поздно. Тем более, когда есть специальная литература, интернет — всё, чтобы доставать нужную информацию. Плюс за плечами был опыт продаж — для успешного производства это очень важно.

На мой взгляд, неумение правильно сбывать свою продукцию — основная беда российских производственников. Какой бы качественный и конкурентоспособный товар ты не выпускал, если нет налаженного сбыта — не будет в итоге и производства. У нас же с реализацией проблем не было с самого начала.

Сколько средств вы вложили в проект? Были трудности с привлечением инвестиций?

На старте была небольшая сумма — около 100 тысяч рублей, которые мы вложили в оборудование. Однако развитие пошло столь быстрыми темпами, что уже в первые годы мы стали прибегать к кредитам. Как я уже сказал, проблем со сбытом не было — мы производили ту же продукцию, с тем же качеством, что, например, турецкие и польские компании, но в 2-3 раза дешевле. Поэтому наш товар оказался очень востребованным, и возникла необходимость в короткие сроки расширять производство. Заемные средства мы пускали в первую очередь на приобретение нового оборудования, покупку и ремонт производственных площадок.

Как долго проект выходил на окупаемость?

На окупаемость мы вышли в первые же годы. Ниша в нашем регионе оказалась абсолютно незаполненной, и спрос на продукцию значительно превышал предложение. Можно сказать, что мы чувствовали себя старателями, которые нашли золотую жилу.

Насколько сегодня высока конкуренция в вашем сегменте?

Конкуренция, безусловно, велика, но мы отличаемся высоким уровнем качества продукции и высокой скоростью реагирования на потребительские требования в том, что касается дизайна и цвета изделий. Это, а также наш опыт и репутация надежного партнера, позволяет нам сохранять ведущие позиции на рынке — на данный момент «Русский профиль-Железногорск» входит в тройку лидеров производителей алюминиевых порогов в России.

Сколько человек задействовано в вашем бизнесе? Есть ли сложности с привлечением работников?

На данный момент в производстве задействовано 93 человека различных квалификаций: инженеры, механики, операторы автоматических линий, электромонтеры, сверловщики и упаковщики. Но при наборе новых сотрудников найти квалифицированного технического специалиста — просто жутчайшая проблема! Когда мы стартовали в начале 2000-х, с этим как раз сложностей не возникало — в стране была достаточно высокая безработица, и на рынке труда легко было найти специалиста нужной квалификации. К тому же подобные кадры тогда еще в принципе были.

Сегодня старое поколение спецов практически ушло, а новых просто нет. Поэтому у себя на производстве мы прикрепляем молодых работников к опытным специалистам, многие из которых уже предпенсионного, а то и пенсионного возраста, и таким образом обучаем молодежь. То есть готовим кадры сами себе, под свое производство. Других вариантов решить вопрос со специалистами пока нет.

Ощущаете ли вы поддержку бизнеса со стороны государства?

Несколько лет мы являемся резидентами КРИТБИ (Красноярский региональный инновационно-технический бизнес-инкубатор — прим. ред.). Это полезно для бизнеса, поскольку дает возможность посмотреть на свою деятельность свежим взглядом, открыть новые перспективы, повысить квалификацию, а также получить консультационную поддержку. Кроме этого, семинары и конференции в бизнес-инкубаторе свели меня с интересными людьми, открыли новые возможности для развития бизнеса. Иногда полезно вырваться из рутины и что-то изменить в деятельности компании — задать новый курс или запустить новый продукт. Кроме резидентства в КРИТБИ, мы достаточно плотно сотрудничаем с Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, и, надо сказать, это плодотворное и выгодное сотрудничество.

В чем конкретно оно выражается?

Есть несколько направлений поддержки, которую агентство оказывает предпринимателям. К примеру, мы пользуемся возможностью участвовать в российских и зарубежных выставках, поездки на которые для местного бизнеса организует агентство. Скажем, благодаря им мы побывали на выставке в Ганновере. Не уверен, что самостоятельно мы смогли бы поехать на эту выставку — все-таки это затратное и хлопотное в организационном плане мероприятие. А так нам выдалась хорошая возможность отправиться туда в составе красноярской бизнес-делегации — показать свой товар потенциальным клиентам, оценить конкурентов, завести деловые связи. Кроме того, сотрудники агентства помогли нам с сертификацией нашей продукции, без которой невозможно работать за рубежом. Ну и третье — агентство оказало нам финансовую помощь — предоставило льготный кредит на приобретение оборудования.

То есть с агентством, как я уже говорил, мы сотрудничаем достаточно плотно, стараемся участвовать в его мероприятиях и программах. И действительно ощущаем, что поддержка с их стороны есть. Если будут какие-то новые программы, которые позволят нам выходить на новые рынки, расширять производство и тем самым способствовать развитию краевой экономики, мы с удовольствием будем в них участвовать. Думаю, как и другие наши предприниматели.

На какие рынки вам удалось выйти на данный момент?

Сегодня мы поставляем продукцию на всю территорию России и стран СНГ. Самый большой объем после нашей страны уходит в Казахстан и Белоруссию. Конкретно в данный момент работаем над выходом на рынки Литвы и Латвии.

Каковы дальнейшие планы по развитию бизнеса?

Наш стратегический план — выйти на рынок Европы. Уже сегодня нам тесно в России — предприятие недозагружено, мы можем производить и продавать больше. И хорошо, что власти сегодня понимают и способствуют стремлению бизнеса выйти на внешние рынки. Я говорю о том же краевом агентстве, которое организует бизнес-миссии наших предпринимателей за рубеж, содействует установлению связей с международным бизнесом. От этого ведь выиграет весь регион: чем больше мы будем продавать нашей продукции на внешние рынки, тем больше денег будет аккумулироваться в Красноярском крае. Соответственно, мы сможем расширять производство, создавать новые рабочие места, обеспечивать заказами строителей, поставщиков оборудования и стройматериалов и т.д.

Сложно ли выйти на рынок Европы?

Совершенно точно — нас там никто не ждет. Это давно устоявшийся, закрытый рынок, на который новичку попасть крайне сложно. Причем цена и качество твоего товара значения не имеют. Сегодня мы можем конкурировать с любым производителем в мире — по количеству и качеству изделий, по дизайну, по качеству упаковки. При этом наша продукция на данный момент доступнее китайской, которая всегда считалась самой дешевой. Но это отнюдь не означает, что все тут же кинулись покупать наши изделия. Более того, приходится сталкиваться с откровенным негативом со стороны европейских конкурентов. Они понимают, что мы готовы к жесткой экспансии на их территорию, причем идем с товаром, который не хуже их продукции и гораздо дешевле. Естественно, это их злит, что проявляется даже в личном общении и в отношении к российским предпринимателям.

К примеру, мы участвовали в выставке в Европе, на которой российские компании без объяснения причин вытеснили с общего стенда производителей напольных покрытий. То есть, турки, поляки, немцы — все стояли в одном месте, а нас поставили в другое, где-то на «задворках»... Вот ответ на ваш вопрос «легко ли выйти на европейский рынок». Но как говорится, вода камень точит. Мы не намерены отступать от наших планов. Не в этом году, так в следующем, может, через два года, но мы выйдем на европейский рынок.

Алексей Хитров, NEWSLAB