«Из тайги — к дверям квартиры»: дикоросы и бизнес с нуля

Реально ли заработать на варенье из трав, грибах и шишках?

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своём деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес. Секрет успеха — правильно выбранное занятие. Тогда не помешают ни отсутствие предпринимательской жилки, ни любые страхи. В этом уверен основатель компании по производству таёжных продуктов «Всё своё» Марат Набиуллин.

Марат, почему именно дикоросы стали предметом вашего бизнеса?

Уже много лет я живу в Красноярске, но моя малая родина — поселок Кетский Пировского района. Ещё совсем недавно — в моём детстве — деревни были тем местом, где по-своему бурлила жизнь. Сейчас они пустеют, затухают. Пропадает целая культура, уходит в прошлое то, чем деревенские люди жили, что ценили, чем питались. От этого становится не по себе, и у меня всегда было желание сделать что-то такое, что связывало бы мою деятельность с деревней и помогло бы сберечь уходящие традиции моей малой родины. Так появилась наша с женой Ольгой компания по производству и доставке таёжных продуктов «Всё своё». Наше желание и наши ценности мы, можно сказать, выразили в продукте.

Как создавалась компания?

В своём нынешнем формате «Всё своё» существует уже около двух лет. До этого я проводил разведку боем — торговал кедровым орехом на рынках, организовывал доставку через интернет и так далее. Постепенно стало интересно углубиться в переработку, подумать над очисткой, упаковкой и продажей в более презентабельном виде. Несколько лет мы так и работали только с кедровым орехом, осваивали его переработку, узнавали рынок. Но покупатели всегда спрашивали и о других дарах природы — ягодах, грибах. И вот два года назад мы созрели для того, чтобы создать свою торговую марку, при этом расширив ассортимент, углубившись в переработку и оформив это красивым образом.

Поделитесь секретами производства?

Мы стали делать то, что любим сами. В основе технологий, что называется, «рецепты наших бабушек» с адаптацией под производственный уровень и запросы аудитории. Приходилось экспериментировать, выявлять оптимальные рецептуры. В качестве сырья в первый же год решили использовать всё многообразие сибирской тайги: папоротник, ягоды, травы, грибы. Сырье мы частично заготавливаем сами, частично по-прежнему закупаем у местного населения в Пировском районе.

На самом деле, все эти продукты в чистом виде представляют особую ценность: в суровых условиях природа насыщает растительность. Сибирские ягоды, орехи и всё, что растёт в лесу, гораздо ценнее по питательным и полезным свойствам, чем аналоги из других регионов страны и даже мира, и это общеизвестный факт.

Нам остаётся лишь не испортить эти свойства, поэтому при производстве наша главная цель — минимальным образом воздействовать на продукт. Поэтому применяется лишь ручной труд, что позволяет нам лучше контролировать все процессы и, как говорится, вкладывать ту самую сибирскую душу.

Наша топовая позиция на сегодня — варенье из девяти сибирских трав. Похожее никто не делает, и это стало отправной точкой для привлечения внимания к нашей компании. Производство этого продукта связано с волшебным таинством придания ароматам сибирских трав вкусовых свойств. С этим вареньем пришлось особенно повозиться. Ни один технолог не расскажет, как его правильно готовить, весь опыт мы наживали сами. Так постепенно мы наработали весь ассортимент и начали продавать, точнее — стали прощупывать возможности для сбыта. Последние полтора года у нас были по сути тестовые. Изучали как и в каком виде это лучше продавать.

Кому больше интересна такая продукция?

Мы успели поработать с разными форматами сбыта, но остановились на трёх направлениях — розничной доставке, корпоративных подарках и работе с магазинами натуральных продуктов. Например, в формате подарков продукция такого рода пользовалась спросом всегда. Даже несмотря на то, что тот же кедровый орех в неурожайный сезон может стоить в три раза дороже обычного, спрос на него именно как на сувенир остается стабильным. На данный момент больше половины нашего оборота — это корпоративные подарки. И происходит это как-то само собой: сарафанное радио — наш лучший друг. Обычно говорят, что «это же интересный подарок, оригинальный, необычный, универсальный и полезный».

Вообще изначально мы планировали, что у нас будет доставка с идеей «прямиком из тайги к дверям квартиры в самом натуральном виде». Но сейчас мы пришли к тому, что спрос на наш продукт растёт, даже несмотря на конкуренцию. Поэтому в последнее время мы занимались мобилизацией производства, чтобы сформировать конкурентные оптовые условия работы всем желающим. До сих пор это происходило по сути стихийно.

Спрос из других регионов уже есть?

Спрос есть и это спрос именно на натуральную продукцию, ведь мы не используем никаких добавок. Звучит это, наверное, банально, однако по факту далеко не все производители оправдывают это громкое заявление. Но если это действительно натуральное производство, то продукт востребован. Ведь сейчас продукты с настоящими, полезными ингредиентами в большом дефиците.

Привлекает покупателей и партнёров и внешний вид продукции. Мы, конечно, пытались сделать продукт красивым, но не думали, что будет такой эффект. Цепляет покупателя часто именно упаковка и это, конечно, приятно. Например, наши живописные тканевые подвязки придают некую одушевленность продукту, в отличие от оптимизированной во всех отношениях традиционной упаковки. Это как некое свидетельство того, что продукт добыт, переработан и упакован человеком. Человеком особой, сибирской культуры. Одним словом, у нас получился достойный продукт, чтобы продавать его по всей России и не только.

Чтобы нарастить обороты, осенью мы переехали в новое большое помещение. Не обошлось без кредита, но мы смогли оформить его на выгодных условиях в Агентстве развития бизнеса. При их же поддержке мы выставляемся на различных местных мероприятиях, планируем поучаствовать на крупных, в том числе, международных выставках.

Какие сложности есть в вашем бизнесе?

Самое сложное, что со сферой бизнеса мы прежде не были связаны, и осваивать всё приходилось с нуля. При этом нет в нас предпринимательской жилки, и мы вынуждены многое в себе воспитывать, чтобы успешно развивать своё дело. Будь на нашем месте тот, кому эти качества присущи, он бы мог достичь уже гораздо дальше. Мы же все два года очень много работали, так сказать, запрягали, чтобы, надеюсь, быстро поехать. Вот вроде банка варенья — ничего сложного. Но всё, начиная от разрешительной документации и заканчивая оформлением этикетки, вызывает множество вопросов, которые требуют объёмной, кропотливой работы.

Благо, у Агентства развития бизнеса есть разные программы по поддержке предпринимательства, в частности, в пищевой сфере. Например, в Агентстве безвозмездно финансируют разработку деклараций о соответствии продукции. О такой помощи мы узнали в прошлом году, теперь активно этим пользуемся. Выгода от такого сотрудничества очевидна, особенно для начинающих. Даже просто находясь в сообществе предпринимателей, многое узнаешь и чувствуешь себя увереннее.

Есть ли конкуренция среди производителей таежных продуктов?

От конкуренции мы чувствуем, скорее, плюсы. Во-первых, аудитория нашего бизнеса достаточно широкая, и хоть рынок развивается довольно активно, всем есть место. К примеру, производить варенье из сосновых шишек нас буквально подтолкнули клиенты и партнёры, ведь спрос на него огромный. Большинство представителей нашего бизнеса — начинающие предприниматели, и все мы друг у друга что-то подсматриваем, чему-то учимся. При этом нам ещё есть, чем удивить покупателя, есть, куда развиваться. Вообще всех своих конкурентов мы максимально уважаем, потому что не понаслышке знаем, каково это — развивать такое дело с нуля. К тому же, делаем мы, я считаю, общее дело.

Что бы вы посоветовали тем, кто задумывается о своём деле, но не может решиться?

Собственный бизнес не сравнится с работой по найму, прежде всего, по отдаче. Даже если у тебя есть свободный день, ты все равно думаешь о работе. Большинство боится и не хочет именно этого, ведь это, и правда, не просто. Но есть другая сторона, зависящая от какого-то мироощущения. Когда хочется не просто деньги заработать, а получить от того, чем ты занимаешься, что-то жизнеопределяющее.

Банально звучит, но важно заниматься тем, что приносит удовольствие и моральное удовлетворение. Для меня в нашем бизнесе главное — ощущение, что буквально из ничего мы производим приятный, полезный и востребованный продукт. Это некое волшебство, которое перекрывает все сопутствующие минусы.

А чтобы начать, важно не бояться. Те сложности и страхи, с которыми мы столкнулись в начале пути, изначально представлялись нам гигантскими, а сейчас кажутся пустяковыми. Плюс, конечно, многое зависит от темперамента. Мне, как личности, свойственно наступать себе на горло. Если мне что-то не нравится, и я не хочу или боюсь это делать, то заставляю себя работать с этим еще больше. Возможно, это ещё один ключ к успеху.

NEWSLAB