Люди своего дела: как одевают специалистов в Сибири

Секреты успеха малого и среднего бизнеса

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес. Заместитель гендиректора компании «Специалист» Валерий Морозов рассказал, как местный производитель конкурирует с федеральными компаниями на рынке поставок спецодежды.

Как давно работает ваша компания, и каковы направления деятельности на данный момент?

«Специалист» существует с 2009 года. До этого у руководства компании также был опыт работы в этом бизнесе, но на другом предприятии. На определенном этапе было решено отсоединиться и создать самостоятельное юридическое лицо. Начинали мы с продаж спецодежды и средств защиты, а около трех лет назад решили запустить собственное производство. На данный момент выпускаем широкий спектр спецодежды для предприятий ЖКХ и различных отраслей промышленности, в том числе для крупных холдингов.

То есть сейчас вы поставляете продукцию исключительно собственного производства?

Почти. В общем объеме наших поставок ее доля составляет 80%. Еще 20% — это продукция нашего партнера, крупного федерального производителя «Спецобъединение». Кстати, эта компания тоже начинала свою деятельность в Сибири — в Барнауле. Кроме того, мы представляем в нашем регионе продукцию Manipula Specialist — это также российская компания, крупнейший производитель защитных перчаток.

Каковы были мотивы запустить собственное производство?

Рынок спецодежды процентов на 70 представлен компаниями, которые поставляют продукцию, производимую массово. Мы же решили отойти от «массовки» и ориентироваться в первую очередь на изготовление продукции по запросам и пожеланиям потребителя. То есть не навязывать ему готовый, шаблонный продукт, а предлагать именно то, что ему интересно, с учетом его специфики и требований. Соответственно, мы предварительно выясняем предпочтения, «хотелки» заказчика, затем разрабатываем по ним модели костюмов, согласовываем их с клиентом, а потом уже шьем.

К примеру, в числе наших постоянных заказчиков ряд предприятий РУСАЛа, и для одного из них — хакасского САЯНАЛа — мы полностью разрабатывали корпоративный стиль. Выслушали все их пожелания, разработали модели, провели их промышленные испытания и предоставили несколько образцов. Они отобрали то, что им понравилось, внесли свои корректировки, и в итоге на выходе мы получили тот продукт, который устроил заказчика по цене и потребительским свойствам.

С какими сложностями пришлось столкнуться при запуске производства?

Главная проблема, которая была и остается — дефицит квалифицированных кадров. Когда-то у нас была мощная база по подготовке швей в профтехучилищах. Однако сейчас молодежь неохотно идет в эти профессии, и даже те, кто на них учится, по окончании не хотят работать по специальности. Это при том, что квалифицированные рабочие сейчас востребованы и их труд достойно оплачивается. Поэтому мы сотрудничаем с училищами, приглашаем их воспитанников на производственную практику, пытаясь таким образом решить кадровую проблему. Кто-то в итоге остается у нас работать, но в целом вопрос сохраняется — мы постоянно ищем специалистов.

Также на старте были сложности с приобретением оборудования. Специализированные машины пришлось привозить под заказ, и мы довольно долго ждали, пока они поступят. Плюс приобретали мы их уже в период кризиса, когда доллар значительно подскочил. И, ко всему, на тот момент у нас сложно было найти механиков для обслуживания этих машин — все-таки оборудование узкоспециализированное. Но сейчас ситуация в этом плане выровнялась — сами представители компаний-производителей техники появились в Красноярске, нет проблем и с сервисным обслуживанием.

Как быстро вам удалось наладить непосредственно выпуск продукции?

С разработкой и внедрением первых образцов тоже были некоторые сложности. Естественно, нам хотелось отличаться и по качеству, и по внешнему виду, дизайну нашей продукции. Поэтому на разработку первых моделей у нас ушло достаточно много времени. Даже при том, что нам удалось найти высококвалифицированного конструктора одежды. На сегодня у нас этот процесс отлажен, за три года наработана лекальная база, которая позволяет нам без особых трудностей разрабатывать и внедрять новые модели продукции. В среднем на это уходит сейчас около недели.

Материалы для пошива используете импортные?

Напротив, с учетом нынешней ситуации стараемся выбирать ткани российских производителей. Слава богу на конкурентной почве они значительно повысили качество, и сейчас их материалы не уступают импортным аналогам. Мы, в частности, работаем с ведущими отечественными производителями тканей, такими как «Нордтекс», «Чайковский текстиль», по утеплителю — с «Сибирским синтепоном» из Новосибирска. Они обеспечивают высокое качество по приемлемым ценам. Откровенно говоря, их продукция ненамного дешевле, чем импортные материалы, поскольку сырье все равно покупается за границей, но в любом случае она доступнее. Кроме того, для нас немаловажно, что мы поставляем полностью отечественный продукт — изготовленный на территории Российской Федерации и из российских материалов.

Сколько сотрудников в вашей компании?

Коллектив у нас небольшой, в общей сложности около 30 сотрудников. Основная часть заняты на швейном производстве — это завпроизводством, конструктор, два раскройщика, сотрудник на спецмашинах, два упаковщика и порядка 20 швей. Еще несколько человек работают в отделах сбыта и логистики.

Какой объем продукции позволяют выпускать ваши производственные мощности?

На данный момент мы можем производить 2,5-3 тысячи летних костюмов в месяц. Зимних — меньше, поскольку это более сложные и трудоемкие изделия.

Насколько сильна конкуренция в вашем сегменте, и как справляетесь?

Судите сами — только в Красноярском крае поставками спецодежды занимаются порядка 80 компаний, по России же подобных организаций тысячи. Так что конкуренция на нашем рынке очень велика, причем она продолжает усиливаться. К примеру, есть очень крупные федеральные компании, которые раньше даже не имели в нашем регионе представительств — их интересовали только большие тендеры, объемом от 3-5 миллионов рублей. Соответственно, они участвовали в основном в конкурсах федерального уровня. Сейчас ситуация такова, что они заявляются даже на небольшие региональные аукционы с объемами от 300-500 тысяч рублей.

Что касается нас, то мы выстаиваем за счет того, что сами являемся производителями, за счет чего можем давать более низкие цены. И опять-таки наша сильная сторона в том, что мы работаем по индивидуальным заказам. Практика показывает, что это интересно клиентам.

Как вы продвигаете свою продукцию?

Используем различные каналы: интернет, рассылка каталогов, непосредственные встречи, семинары и презентации на предприятиях. К примеру, договариваемся с руководством и выезжаем на предприятие в дни охраны труда — демонстрируем нашу одежду, проводим промышленные испытания, предлагаем образцы на бесплатное тестирование в производственных условиях. Конечно же, активно участвуем в различных конкурсах и тендерах. Ну и начало, наконец, действовать «сарафанное радио» — многие потенциальные клиенты сами теперь выходят на нас.

Сотрудничаете ли вы с государственными организациями поддержки малого и среднего бизнеса?

Практически с самого появления нашей компании мы работаем с Агентством развития бизнеса. Причем сотрудничаем по нескольким направлениям. Во-первых, они нам помогают, как микрофинансовая организация — предоставляют займы на приобретение материалов. Дело в том, что мы покупаем их по 100%-предоплате, а вот платежи по крупным заказам, конкурсам и тендерам — напротив, всегда получаем с отсрочкой. Соответственно, когда возникают большие разрывы, Агентство помогает нам их перекрывать. Второе, мы почти полностью перешли на аутсорсинг в Агентство по подготовке конкурсной документации для тендеров. Мы отправляем им подборку аукционов и конкурсов, которые нам необходимы, сведения по технической части, ценовой политике, а их специалисты подготавливают пакет документов и участвуют от нас в торгах. Это минимизирует нашу работу в данном направлении, грубо говоря, голова об этом у нас уже не болит. Ну и перспективное направление сотрудничества — это участие в выставках на территории Сибири и Дальнего Востока. Ранее мы этим продуктом Агентства не пользовались, с этого года решили попробовать. Кроме того, посещаем различные семинары, которые они проводят, и в целом достаточно плотно общаемся с их специалистами. Могу заверить, что Агентство не формально подходит к своей деятельности, и оказывает реальную и полезную поддержку.

Каковы ваши производственные планы?

Однозначно планируем увеличивать объемы производства, расширять швейный цех. Кроме того, сейчас разрабатываем новую линейку продукции — спецодежду для ИТР и для руководящего состава. К нам неоднократно обращались предприятия с просьбой одеть именно руководителей, поскольку даже на производстве они должны соответственно выглядеть и быть видны издалека. Это будет одежда из более дорогих материалов и более комфортная — внешне напоминающая костюмы для активного отдыха, но с соответствующими защитными свойствами. Думаю, в течение двух месяцев мы завершим эту работу и запустим одежду в производство.

Кроме того, планируем расширить географию поставок. Сейчас мы в основном поставляем продукцию по Красноярскому краю, Хакасии и Тыве, недавно начали работать с Магаданом. В планах — дальнейшее продвижение в восточные регионы. Запад мы не рассматриваем, поскольку там очень высока конкуренция.

Алексей Хитров, NEWSLAB