«Завитушки из металла»: история семьи мастеров ковки из Краснотуранска

Держатели для бумаги, диковинные вешалки и Мууучо

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своём деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес. Бывают и такие счастливчики, которым удается начать зарабатывать на хобби. Так, совершенно случайно, начали свое дело супруги Смельчаковы из Краснотуранска. Виной всему стала любовь главы семейства к ковке из металла.

Бизнес — не бизнес, зато семейный

Дело появилось и держится на таланте и труде главы нашей семьи Владимира Смельчакова, но так как он не любит говорить о себе, историю о нём поведаю я, его супруга Надежда. Наш бизнес уникален с одной стороны, а с другой — его и бизнесом-то не назовешь, потому как ни больших доходов, ни наемных работников у нас нет. Мы предпочитаем называть наше дело семейным, и это действительно так.

Инициатором предпринимательства была я, а мастером является Владимир, и у нас всё настолько вместе-вместе, настолько всё переплетено, что и не распутать, не разъединить. Даже название нашего интернет-магазина обозначено нашими именами. Но самое главное это то, что у нас четверо детей, и все они вносят свой вклад: Анна (ей 17 лет) отвечает за покраску изделий, Вирсавия (она чуть помладше Анны) — за их подготовку к покраске. Без Валерии не обойтись, если необходимо изделие в цвете. Ну а девятилетний Владимир отвечает за внешний вид витрины нашего интернет-магазина. Он обрабатывает фото изделий.

Забор, калитка, первые покупатели

Началось все очень просто. Однажды возникла необходимость облагородить нашу усадьбу. Пользоваться сварочным аппаратом Владимир к тому времени уже умел много лет, но этого было недостаточно. Пришлось своими руками смастерить станки для изготовления завитушек из металла. И пошло-поехало... Сначала появился забор с коваными элементами, потом — ажурная кованая калитка, просто покорившая меня своей изящностью, а вскоре и скамья, привлекающая внимание прохожих. Мы заметили, что людям нравится, а вопросы типа «А можно заказать?», «А сколько стоит?» стали задаваться все чаще и чаще. Так стали появляться скамьи, качели, козырьки.

Оформили предпринимательство. Летом было работать попроще, но приближалась зима, а условий для покраски крупных изделий не было. Приспосабливались, как могли. Однажды пришлось даже освободить одну из комнат, которая на зиму превратилась в цех для покраски. Крупные изделия изготавливать выгодно, но не очень удобно, точнее очень неудобно. К тому же творческая жилка не давала Владимиру покоя. Ему хотелось создавать что-то новое, необычное, при этом не требующее точных расчетов. Так начали рождаться небольшие изделия. Первыми стали подставки для цветов.

От ярмарки до интернет-магазина

Однажды я пришла в Центр занятости с настоятельной просьбой пригласить нас на Краевую ярмарку ремесел, которую ежегодно организует Агентство занятости населения Красноярского края. Показала фотографии работ. Волновалась страшно, а в ответ услышала: «Где же вы раньше были? Мы ищем днем с огнем достойных мастеров, а вы такую красоту прячете». Так в 2015 году впервые поехали на ярмарку ремесел в Красноярск. Нас часто спрашивали о том, откуда берутся идеи. Должна заметить, что у мужа безграничная фантазия, и идеи возникают по-разному, иногда совершенно неожиданно. Например, создать подсвечник «Китаец Ли» его сподвигла фотография. Он наткнулся на историю о рыбалке в Китае и увидел снимок. После первой так называемой «живой» ярмарки Владимир отыскал в интернете сайт «Ярмарка мастеров», где можно было открыть свой интернет-магазин, что мы и сделали. Пошагово изучали возможности этого сайта. Чтобы раскрутить магазин, понадобилось год-полтора. Прежде всего его нужно было наполнить, и Владимир очень старался.

На мысль о создании держателей «Мууужик» и «Мууучо» его натолкнул обыкновенный булыжник, который просто лежал на берегу. Не могу не поделиться личным «вкладом» в общее дело. Я к этим работам придумала шуточные четверостишия, которые сопровождали фото в интернет-магазине и, надеюсь, у многих вызвали улыбку.

Ещё у нас есть целая серия держателей для туалетной бумаги в виде всего, что окружает нас в нашем же дворе. Владимиру стоило выйти на крыльцо, оглядеться вокруг, и так появились идеи. В итоге ассортимент самых разных по функциональному назначению изделий увеличивался, но, не поверите, самыми востребованными были именно держатели для туалетной бумаги! Так наш мини-бизнес мы шуточно стали называть «туалетным». Одна из наших клиенток решила даже собрать коллекцию из держателей. Идею она присмотрела в ресторане. Кстати, у нас к этой женщине сложилось очень трепетное отношение. Кроме того, она немало сделала для репутации магазина, за это мы ей всей семьёй очень благодарны.

Постепенно наш магазин наполнялся, росло число подписчиков, появлялись отзывы, и мы были безумно рады каждому из них. Планировали продавать только готовые работы, но клиенты обращались с просьбами повторить изделия либо вообще предлагали свои идеи. Пришлось перестраиваться, но это и здорово, не зря же народная мудрость гласит: «одна голова хорошо, а две лучше». Был случай, когда клиентка создала своеобразный коллаж из нескольких наших изделий и получилась замечательная полочка. Сегодня не без гордости рассказываем о том, что два наших изделия «проживают» в Латвии, а одно изделие «уехало» в Америку. Но чаще всего к нам обращаются заказчики из Москвы и Санкт-Петербурга.

Помощь в бизнесе

Осенью 2016 года в нашу районную администрацию приехал замминистра экономического развития и инвестиционной политики края Александр Граматунов (в настоящий момент руководитель Агентства развития бизнеса – прим. ред.) с командой для встречи с предпринимателями. Нас тоже пригласили. Я сложила несколько изделий в коробку (авось пригодится) и поехала. Думала, что встреча будет коллективная, но оказалось, что с каждым беседовали лично. Пока ждала своей очереди, услышала, что их интересует прежде всего сельхозпроизводитель. Уже сбежать хотела. Ну, кому я тут нужна со своими изделиями?

Но не сбежала и правильно сделала. На этой встрече я впервые столкнулась с представителем Агентства развития бизнеса. Показала наши изделия и заметила оживление, нашими работами восхищались, фотографировали их. В результате уже через неделю нам предложили воспользоваться финансовыми услугами Агентства. Мы были очень благодарны, но предложением не воспользовались, поскольку в такой услуге не нуждались. Буквально через пару дней — следующее предложение заочно поучаствовать в московской ярмарке. В итоге два наших изделия отправились в столицу.

Через год про нас опять вспомнили, и это был настоящий подарок! В декабре 2017 года мы стали участниками еще одной московской ярмарки «Ладья. Зимняя сказка». Об этом можно бесконечно рассказывать... О размахе, о впечатлениях, о волнениях, об эмоциях посетителей, о встречах. Самое главное, что москвичи высоко оценили наши работы — работы мастера из сибирской глубинки. Уже этой весной мы поедем в Санкт-Петербург. Это еще одна маленькая победа. Нас пригласили на международную ярмарку «Невский ларец». И эта поездка состоится тоже благодаря Агентству развития бизнеса.

Сейчас мы понимаем: чтобы удержать своего покупателя и привлечь нового, нельзя стоять на месте. Недавно прочитала такие слова: «Удача сама не приходит, её работа за руку приводит». Очень правильные слова. Поэтому мы тоже стараемся двигаться вперед. Так я начала заниматься фьюзингом, и наша мечта — разработать изделия в смешанной технике (ковка плюс фьюзинг) — начала потихоньку осуществляться. Но это совсем другая история.

Кристина Иванова, NEWSLAB