Люди своего дела: Алексей Преснов

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес.

Основатель компании «Рыбный край» Алексей Преснов рассказал, какой рыбой намерен накормить красноярцев.

«Рыбный край» — совсем молодой бренд на красноярском продуктовом рынке. Расскажите, что он представляет собой.

Да, реализацию этого проекта мы начали относительно недавно. На сегодня нами открыт только один магазин, но в принципе «Рыбный край» задуман как сетевой проект, поэтому в перспективе мы запустим еще ряд торговых точек. Это будут небольшие магазины шаговой доступности, основой ассортимента в которых станет северная промысловая рыба — омуль, чир, сиг, муксун. Она будет представлена, как в свежемороженом, так и в переработанном виде — соленая, копченая и т. д. Также в нашем ассортименте северная дичь и мясные деликатесы.

Откуда возникла идея бизнеса?

Сегодня в Красноярске нет розничных торговых сетей, которые ориентировались бы на промысловую продукцию. Это нонсенс, но красноярцы практически не едят то, что дает им тайга и реки — то есть, та территория, где они живут. Конечно, при желании у нас можно купить того же омуля или муксуна, но в местном ритейле эта рыба представлена в премиальном сегменте и стоит приличных денег. Либо нужно ехать куда-то за город, где приобрести эту рыбу на каком-нибудь оптовом складе — без надлежащей упаковки, непонятного качества, происхождения и срока годности. Мы же хотим, чтобы эта продукция была для красноярцев в шаговой доступности, гарантированного качества, по приемлемой цене, в красивой фирменной упаковке.

По своему опыту знаю, что многие люди даже не представляют, что такое по-настоящему качественная северная рыба, поскольку никогда ее и не пробовали. Мне в этом смысле повезло — мой отец всю жизнь проработал на реке, и в доме всегда была промысловая рыба и северные мясные деликатесы. Собственно, идея отсюда и возникла — сделать доступной эту продукцию для массового потребителя. И в то же время помочь местному производителю найти рынки сбыта.

В этом еще одна главная идея нашей сети — в ней будут представлены исключительно изделия российских производителей, причем именно небольших мануфактур и хозяйств, ориентированных на выпуск высококачественных продуктов. Это не обязательно северные промысловые хозяйства, хотя они в первую очередь, но и красноярские производители, и производители из других регионов. Сейчас мы как раз занимаемся поиском таких поставщиков, а летом я сам планирую проехать по стране, посмотреть, какой продукцией можно расширить ассортимент наших магазинов.

«Рыбный край» — ваш первый бизнес?

Нет, мой первый бизнес — автотранспортная компания: мы занимаемся доставкой грузов для предприятий нефтяной, добывающей отраслей. Опять же на северные территории, по зимнему пути. Этим бизнесом я занимаюсь уже шестой год, компания не крупная, но дела идут стабильно. Поэтому грузоперевозки я бросать не собираюсь — «Рыбный край» это мой параллельный бизнес. Более того, именно перевозки дали мне стартовый капитал для его запуска и позволяют инвестировать в дальнейшее развитие. К примеру, помещение, в котором мы открыли первый магазин, приобретено именно на эти средства. Возможно, в дальнейшем я полностью сосредоточусь на развитии сети магазинов, а транспортную компанию передам родственникам. Хотелось бы, знаете, основать некий семейный бизнес.

Кстати, сколько денег на данный момент вы вложили в «Рыбный край»?

Общая сумма инвестиций на сегодня — около 2,5 млн рублей. Но это без учета стоимости самого помещения — его я приобрел ранее в инвестиционных целях, когда идеи «Рыбного края» еще не было.

На эти 2,5 миллиона мы отремонтировали помещение, приобрели оборудование, а также разработали брендбук и купили сервер. Как я уже сказал, у меня изначально была идея запустить сеть магазинов, поэтому я сразу, на старте, решил вложиться в разработку торговой марки и фирменного стиля. Кстати, брендбук нам разрабатывала тоже одна из красноярских компаний — то есть, идем по пути полного импортозамещения (смеется), все только свое. Сервер же нам понадобится для интернет-магазина, который мы планируем запустить летом.

Инвестировали полностью из собственных средств или пришлось прибегнуть к заемным? Около 1 млн рублей мне не хватало на покупку оборудования, поэтому пришлось прибегнуть к заёмным деньгам. Причем в нескольких банках, куда я обратился, мне было категорически отказано. Несмотря на идеальную кредитную историю и отсутствие текущих кредитов на тот момент, все банки посчитали рискованным финансировать мой проект — мол, нестабильная ситуация. Тогда по совету друзей-предпринимателей я обратился в Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Честно говоря, был удивлен, что там настолько углубятся в мои проблемы и так быстро окажут содействие. Меня выслушали, проанализировали проект и буквально в течение десяти дней выдали заём. Причем под выгодный процент.

Помимо привлечения инвестиций, пришлось уже столкнуться с какими-то трудностями в новом бизнесе?

Какие-то непростые моменты возникают постоянно — все-таки торговля действительно новый для меня бизнес, приходится кое-что усваивать по ходу дела. Но это так, мелочи, текущие проблемы. Что касается серьезных трудностей, то они тоже есть, но я их просчитал заранее, поэтому морально подготовился.

По большому счету, единственная «глобальная» проблема — логистика. Если в судоходный сезон мы можем без труда доставлять в Красноярск продукцию с северных территорий, то зимой это проблематично. Единственный выход — осенью завозить по Енисею большую партию товара.

Если же транспортировать самолетом — себестоимость продукции увеличится очень серьезно, и мы не сможем выдерживать доступные цены для потребителя. Поэтому для нас это неподходящий вариант. С другой стороны, закупка большого опта тоже потребует серьезных финансов, и здесь мы опять же рассчитываем на поддержку агентства.

То есть вы намерены на постоянной основе сотрудничать с агентством?

Конечно, нам это серьезно поможет. Ведь помимо доступного кредитования, что сейчас крайне актуально для малого бизнеса, агентство оказывает содействие и в других направлениях — в рекламе, в продвижении бренда. К примеру, нас пригласили поучаствовать в Красноярском экономическом форуме. Сейчас мы готовим презентационные материалы. Надеюсь, что не останемся без внимания участников форума. Повторюсь, не ожидал от государственной структуры такое серьезное участие и реальную помощь для своего бизнеса.

Сколько человек сейчас задействовано в вашем продуктовом бизнесе?

На данный момент всем управляется команда из 10 человек. В дальнейшем будем расширять штат. Я планирую, что в общей сложности мы откроем в Красноярске 4-5 магазинов — 2-3 на левом берегу и 1-2 на правом. Больше, по моим расчетам, исходя из специфики нашего товара, не потребуется. Кроме того, планируем выходить и в другие города — Канск, Ачинск и т.д.

Кроме торговых точек, мы запустим и свое производство, куда также потребуется дополнительный персонал. То есть, часть продукции мы будем привозить с Севера в готовом виде, а часть — в виде сырья, для переработки на месте. Дело в том, что некоторые виды продуктов, например, ту же юколу (сушено-вяленая рыба или мясо — ред.) мы сами не сможем приготовить — там требуется специфическая технология и рецептура, которые передаются промысловиками из поколения в поколение. С другой стороны, везти оттуда соленую или копченую рыбу я не вижу смысла — это мы будем готовить и упаковывать здесь. К лету мы запустим цех переработки, уже купили землю под него.

Кто ваши конкуренты на красноярском рынке?

Я уже сказал, что специализированных торговых сетей, подобных нашей, в Красноярске пока нет. Поэтому единственные наши конкуренты на данный момент — оптовые компании, которые закупают рыбу большими партиями на Севере и продают ее здесь мелким оптом и в розницу. Но продажи они осуществляют непосредственно со складов, которые располагаются за городом. Как вы понимаете, это не удобно для розничного потребителя. Наши магазины будут находиться в городской черте, причем это будут оформленные по всем правилам продажи и хранения продуктов торговые точки, а сами продукты будут реализовываться в фирменной упаковке. То есть мы предлагаем покупателю территориальную доступность и цивилизованный формат розничных продаж, и это наши главные преимущества перед оптовыми компаниями.

Каковы ваши ближайшие планы по развитию бизнеса?

Сейчас наша главная задача — отследить по работе первого магазина потребительские предпочтения, понять, насколько мы соответствуем запросам и ожиданиям покупателей. Потому что можно строить какие угодно планы, проводить маркетинговые исследования и опросы, но реальную картину дает только практический опыт.

К лету, самое позднее в июне, мы откроем цех переработки, а к концу года — второй магазин. Также летом мы хотим запустить интернет-магазин и службу доставки — по моим наблюдениям, многие компании успешно используют этот формат продаж, и он набирает популярность у потребителей.

Надеюсь, что и у нас он оправдает ожидания. Таковы наши задачи на текущий год, а что касается дальнейшего развития сети, то в общих чертах планы я вам рассказал, а как, и в какие сроки пойдет их реализация, пока сказать сложно.

Алексей Хитров, NEWSLAB