Игорь Домнин: «Любой стартап происходит по одним правилам»

Глава «АгроЯрска» о запуске новой компании

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своём деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес. Однако стартап — удел не только новичков, но и уже состоявшихся предпринимателей. О том, проще ли начать новое дело, имея за плечами недюжинный опыт в бизнесе, и на чём реально заработать в сельском хозяйстве, Newslab.ru рассказал гендиректор агропромышленного холдинга «АгроЯрск» и молодой компании «Рост» Игорь Домнин.

«АгроЯрск» работает в Сухобузимском районе Красноярского края с 2010 года. История предприятия началась с покупки переживающей серьезные трудности агрофирмы «Маяк». Дела развивались успешно, и через три года в состав холдинга вошло еще одно предприятие — СПК «Шилинское». Сейчас молочную и мясную продукцию «АгроЯрска» знают и покупают во всём крае. Год назад руководитель холдинга Игорь Домнин создал еще одну компанию, которая специализируется на выпуске кормов, ТПК «Рост».

Зачем вам, директору успешного и известного в крае агрохолдинга, понадобилось создавать новую компанию?

Кормовая база в животноводстве — это ключевое, что определяет надои, привесы и в целом производительность. Но если у крупных предприятий так или иначе получается заниматься производством кормов, то у мелких с этим возникают сложности. Чтобы изготавливать собственные корма с премиксами, минеральными добавками и так далее, нужно обладать знаниями, специальным оборудованием, однако далеко не у всех это есть. В итоге сложилось так, что небольшим хозяйствам брать качественные корма просто негде, и они вынуждены применять дедовский метод — кормить дробленкой.

Торгово-производственная компания «Рост» предложила мелким фермерам, частным подсобным хозяйствам линейку полнорационных комплексных кормов, удобных для применения, гранулированных и фасованных.

Проект начался с цеха, который мы запустили на базе «АгроЯрска» два года назад для собственных нужд. У нас имелись свободные мощности, на которых мы и решили производить корма не только для себя, но и для частников. Почему нет? Ведь кто-то выращивает скот, птицу в качестве досуга, а для кого-то это обеспечение всей семьи. Так или иначе, этот рынок существует, мы его осознаем, а потому и решили сделать довольно широкую линейку полнорационных кормов и теперь выпускаем её под торговой маркой «Рост».

Уже есть какие-то ощутимые результаты?

Полноценно мы работаем только первый сезон, но четко понимаем потенциальные объемы продаж. Активная закупка кормов начинается с февраля, ближе к весне, и мы уже, так сказать, потренировались на определенном ассортименте, прояснили какие-то нюансы. Например, оказалось, что объем, который пользуется спросом среди частников — это мешки по 10 кг, хотя сначала мы фасовали по 50 кг, потом по 45 кг и так дальше, пока не пришли к оптимальному весу.

Наши корма мы продаем в Сухобузимсоком районе, Красноярске и пригороде, постепенно расширяя географию продаж до всего края. Позже планируем выйти в соседние регионы, но пока нам нужно завершить формирование линейки и набрать обороты.

Вам как предпринимателю с большим опытом легко было начать новое дело?

Любой предприниматель — крупный, малый, с опытом или без — проходит при создании нового бизнеса через одно и то же: проработка идеи, подготовка бизнес-плана, продумывание ассортимента и так далее. Одним словом, что у частного предпринимателя, что у больших компаний стартап происходит примерно по одним и тем же правилам и закономерностям. Мы в этом смысле ни от кого не отличаемся, но, возможно, подошли ко всему чуть более профессионально с точки зрения менеджмента, финансов, маркетинга. Профессионализм, в свою очередь, — это вопрос исключительно времени и наработанных компетенций. Чтобы заниматься любым делом, а особенно бизнесом, нужны компетенции, и не важно мужчина ты или женщина, какое у тебя базовое образование, какой опыт, ты обязан их нарабатывать. У некоторых людей на это уходят годы, но иначе никак. Даже мы со своим опытом работы в АПК и бизнесе открыли для себя новое.

На первых этапах нам нужны были оборотные средства, чтобы закупить ингредиенты, фасовочное оборудование, и для меня абсолютным открытием стало Агентство развития бизнеса, где мы быстро и на удобных условиях оформили займ 3 миллиона рублей. Прежде я слышал про подобные организации, бизнес-инкубаторы и прочее, но, честно говоря, со скепсисом к этому относился. Думал, это больше декларация, чем реальная работа. Но всё же мы подали заявку в Агентство, и началась настолько большая серьезная работа, что мы были даже удивлены. Я убедился, что там работают профессиональные финансовые специалисты, консультанты, кредитные инспекторы. При этом все просто и оперативно. Этот новый для нас опыт помог нам довольно быстро запустить проект.

Бизнес в отрасли сельского хозяйства отличается от какого-то другого бизнеса?

Отличается, и вообще я сомневаюсь, что сельское хозяйство и всё, что с ним связано, можно назвать бизнесом. Если бы это был такой бизнес-бизнес без социальной ответственности и подобных нюансов, то тогда не существовала бы и господдержка, и субсидии. Часто в сельских территориях на сельхозпредприятиях держится экономика целых деревень и сёл, поэтому даже язык не поворачивается это бизнесом назвать. Правильнее сказать, что это серьезное социально-политическое и экономическое дело.

Тем не менее, в сельском хозяйстве края есть сегменты, которые могут занять заинтересованные предприниматели, даже начинающие?

Конечно! У нас зрелость и уровень развития рынка сельхозпродукции и сельхоз сырья — настолько поле непаханное по сравнению, например, с Европой, где беспрецедентная специализация у каждого сотрудника, глубочайшая кооперация и так далее. У нас бери любой сегмент, и это всё свободная ниша. Почему так? Потому что конкуренция очень низкая, культура труда тоже низкая, а про уровень сервиса я вообще молчу. Поэтому любое развитие конкуренции в тех же кормах, в ветеринарных услугах, в консалтинге и технологическом, и финансовом, вопросы земельных отношений — это всё сегменты рынка, на которые можно заходить и уверенно развивать.

Опять же, если всё делать профессионально, то будешь наверняка успешен. Единственный сегмент, где всё занято и отлажено — это ритейл. Попасть в торговые сети очень сложно, но все что касается процессов «до» — переработка, производство, сырье, обеспечение — там куда пальцем ни ткни — везде свободная ниша.

Допустим, человек решился начать своё дело в АПК, но опыта и профессионализма пока не наработано. Какой совет вы бы ему дали?

Важно, чтобы предпринимательство не ассоциировалось с некой авантюрой или крайней рискованностью. Надо к этому подходить серьезно, основательно и самое главное — заниматься бизнес-планированием. Это, на мой взгляд, основа успеха. Тут как нельзя лучше подходит поговорка «Долго запрягаем — быстро едем». Это всегда эффективнее, чем помчался, сам не понял куда, взял где-то денег, выяснил, что недостаточно, взял еще... В такой ситуации предпринимательские риски становятся фатальными. Взвешенный, трезвый, холодный расчет — вот важная черта предпринимателя.

В то же время в предпринимательство часто идут люди авантюрные, и рассудительность, бюрократизм свойственны далеко не каждому. В таких случаях проекты разумнее начинать командой, в которой люди друг друга дополняют, страхуют, уравновешивают. Либо идти учиться в то же самое Агентство развития бизнеса. Там есть помощь и наставничество для начинающих. Не исключаю, что сам выступлю в качестве консультанта, поскольку делиться опытом всегда не менее полезно и интересно. Подобная практика очень резко повышает шансы любого стартапа на успех и в целом ведет к тому, что у нас выстраивается исключительно адекватное, ответственное и системное предпринимательство. А я именно за него!

Кристина Иванова, NEWSLAB