Люди своего дела: Игорь Квитковский

Как сделать малый бизнес успешным?

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес.

Директор компании «Кристостар» Игорь Викторович Квитковский рассказал, чем полезны бизнес-поездки за рубеж.

Ваша компания «Кристостар» работает уже более 10 лет. Расскажите, как вы пришли к созданию собственного бизнеса, и чем занимались до этого?

До 2003 года, когда был создан «Кристостар», я работал простым сервисным инженером в техноцентре «Исток». В мои обязанности входило обслуживание кассовой техники клиентов компании. Это было моей работой в течение семи лет, после чего пришло понимание, что я перерос уровень наемного работника, и вполне могу организовать собственное дело. Так пришла идея компании «Кристостар», которая была создана как ЦТО — центр технического обслуживания кассовых аппаратов. Основным видом нашей деятельности с самого начали стала продажа, техобслуживание и ремонт контрольно-кассового оборудования. Этим мы занимаемся уже на протяжении 13 лет.

Легко было из наемных работников перейти в предприниматели?

Поначалу был некоторый страх. С одной стороны, я был достаточно опытным инженером, технарем, но вот организаторских навыков, умения налаживать бизнес, собирать команду у меня не было. Все это пришлось нарабатывать, осваивать по ходу дела. На старте мне во многом помогло то, что были наработаны деловые и дружеские отношения со многими заказчиками, мне было относительно легко заключать договоры на обслуживание кассовой техники. На таком специфичном рынке, это, пожалуй, самое главное, даже поважнее, чем стартовый финансовый капитал.

А в чем специфичность рынка?

Деятельность ЦТО регулируется законодательством и органами власти, здесь недостаточно просто вложить деньги и открыть фирму — необходимо получить специальное свидетельство, разрешение на право обслуживать кассовую технику. Поэтому войти на рынок ЦТО было довольно непросто. На тот момент, когда мы начинали работать, в Красноярске работали всего около 20 подобных организации, которые делили между собой весь рынок.

На данный момент обслуживание кассового оборудования по-прежнему основной вид деятельности вашей компании?

Да, хотя некоторое время назад мы начали развивать и другие направления бизнеса. К примеру, сейчас мы занимаемся поставками и монтажом кондиционеров, предлагаем купюросчетные машины, сейфы, канцелярию и прочие сопутствующие товары для организации работы офисов, а также изготавливаем печати и штампы. Причем дополнительные виды деятельности сейчас приобретают для нас все большую значимость, поскольку на рынке обслуживания кассовых аппаратов произошли законодательные изменения, которые сократили объем работы в этом направлении.

Что вы имеете в виду?

Как я уже сказал, применение контрольно-кассовой техники регулируется рядом законов, которые регламентируют порядок регистрации, использования, снятия с учета и прочие операции с кассовыми аппаратами. Проще говоря, любой, кто планирует приобрести кассу, должен обратиться к нам или в подобную организацию и заключить договор на ее обслуживание — таковы требования налоговой инспекции. Вернее, так было до недавнего времени.

Летом нынешнего года были приняты изменения в законодательстве, согласно которым вводятся «онлайн-кассы» — система, при которой кассовая техника сама в реальном времени передает всю информацию в налоговую инспекцию. При этом роль ЦТО в новой редакции закона никак не прописана. То есть, мы фактически оказались исключены из цепочки между налоговой и бизнесом — владельцы касс теперь самостоятельно могут приобретать и обслуживать оборудование.

Это означает, что вам придется сворачивать ваш бизнес в этом направлении?

Полностью кассы старого образца должны быть изъяты из обращения в первом полугодии 2017 года. Так что, пока работа у нас есть. Да и потом, я думаю, направление совсем не свернется. Так или иначе, предпринимателям нужна будет помощь в регистрации, ремонте, обслуживании кассовой техники. Единственное, закон уже не будет обязывать их обращаться за этими услугами в ЦТО, как раньше. Однако, полагаю, что не все смогут и захотят заниматься этим самостоятельно. Профессиональная помощь все равно будет востребована, хотя, конечно, уже не в той мере, что раньше.

Тем не менее, вы намерены усиливать другие направления вашего бизнеса?

Да, мы уже предприняли шаги в усилении конкурентоспособности нашей компании в области изготовления печатей. Это направление мы развиваем в течение последних семи лет, но если до сих пор изготавливали по фотополимерной технологии, то недавно приобрели лазерный гравер — он обеспечивает более высокую точность, позволяющую изготавливать даже гербовые печати, изделия с микрошрифтами. Это высококачественное оборудование австрийской фирмы Trotec — подразделения известной компании Trodat, выпускающей оснастки для печатей и штампов.

Выставочный стенд компании Trotec мы увидели на международной выставке современных промышленных технологий Hannover Messe в апреле этого года в городе Ганновер в ФРГ и приняли решение приобрести его. Где-то с месяц назад мы ввели его в эксплуатацию, причем, признаюсь, процесс заладился не сразу. Оборудование сложное, потребовалось обучение в сотрудника в Санкт-Петербурге для работы на этом гравере, а установка аппарата потребовала обустройства отдельного помещения с вытяжкой и кондиционером — таковы технологические требования. Но результатом мы довольны и возлагаем большие надежды на лазерный гравер.

Вы специально ездили в Ганновер с целью приобретения нового оборудования?

На выставку мы попали в составе бизнес-миссии красноярских предпринимателей, организованной Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса. Изначально ехали просто посмотреть, так сказать, расширить кругозор, ознакомиться с новыми технологиями. В итоге, получилось, что привезли оттуда новое оборудование.

Вы регулярно сотрудничаете с Агентством? Что вам это дает?

С Агентством мы начали работать с подачи одного из моих друзей-предпринимателей — он познакомил меня с его сотрудниками. На данный момент мы уже дважды принимали участие в зарубежных бизнес-миссиях, организованных Агентством. Это очень интересные поездки, полезные в плане ознакомления с новыми направлениями в бизнесе, новыми технологиями, которые можно привезти и сделать востребованными у нас.

Для предпринимателей такие миссии выгодны еще и тем, что Агентство не только берет на себя большую часть расходов, но и организует, составляет план поездки, благодаря чему она получается максимально насыщенной. По своему опыту могу сказать, что соотношение затрат и результата от участия в таких бизнес-миссиях очевидно в пользу предпринимателя.

Сколько человек занято в вашем бизнесе?

У нас несколько отделов: сервисные инженеры, менеджеры, бухгалтерия, бригада по монтажу кондиционеров. Кто-то занят полностью, кто-то частично. В общей сложности около 15 человек.

Каковы планы по развитию бизнеса?

Сейчас плавно развиваем печатное направление, параллельно — продажу и монтаж кондиционеров и теплового оборудования. Наши основные заказчики — это небольшие компании, которые только открываются, выходят на рынок, и наша цель — помогать им в этом, предоставлять необходимое офисное оснащение. В этом направлении и будем двигаться дальше — предлагать и контрольно-кассовые аппараты, и денежные ящики, и детекторы валют, и канцелярию и все прочее.

Есть планы и по развитию нового направления. В начале октября мы также в составе бизнес-миссии Агентства ездили на машиностроительную выставку MSV 2016 в Чехию, в Брно, где также ознакомились с массой интересного современного оборудования. Кое-что из него присмотрели и даже заключили соглашение о намерениях по приобретению. Это наши планы по развитию бизнеса на будущее.

Алексей Хитров, NEWSLAB