Люди своего дела: Ратибор Секиров

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес. Исполнительный директор Торгового дома «Францфуд» Ратибор Секиров рассказал, как в Сибири производят французские «макаруны».

Расскажите, когда и как возникла компания «Францфуд», и что она представляет собой сегодня?

Наша компания появилась в 2010 году, а первым видом деятельности стала дистрибуция продукции компании Cheeseberry. Это крупнейший в России производитель замороженных чизкейков, который располагается в Ставропольском крае. Компания на данный момент очень известная и успешно развивающаяся. Помимо того, что ее продукция поставляется по всей России, она сбывается в Китай, Японию, Арабские Эмираты, а также сертифицирована в Европе. Что касается нашей компании, то мы представляем продукцию Cheeseberry на всей территории от Урала до Дальнего Востока. Практически в каждом городе у нас есть компании-партнеры, через которых мы продаем чизкейки Cheeseberry.

В 2013 году мои партнёры Дарья Котова и Дмитрий Стахурлов запустили в Красноярске собственное производство десертов под торговой маркой Franzfactory. Его флагманский продукт — пирожное «макарун», которое мы изготавливаем по собственной, оригинальной, рецептуре. Одновременно мы открыли еще одно направление — изготовление тортов на заказ под торговой маркой MyCityCake. Это наш розничный бизнес, где мы работаем с потребителем напрямую, а не поставляем продукцию через торговые сети и сети общепита. Таким образом, на данный момент Торговый дом «Францфуд» — это группа компаний, у которой три направления деятельности.

Как возникла идея собственного производства?

Идея возникла в первую очередь из желания расширить ассортимент поставляемой продукции. В некоторой степени повлиял успешный пример компании Cheeseberry. Но в отличие от них, чтобы у нас в ассортименте не возникло пересечения товарных позиций, мы стали ориентироваться на мелкоштучную замороженную продукцию. То есть чизкейки Cheeseberry — это целые торты, которые покупают магазины или кафе, а мы производим порционную продукцию, изначально ориентированную на розничного потребителя. В частности, как я уже говорил, наш «хитовый» продукт — миндальное пирожное «макарун».

Производство запускали на собственные средства?

Основным стартовым капиталом для открытия производства стал венчурный заём от одного из инвестиционных фондов. Наш проект мы представляли на ТИМ «Бирюса», и там же было подписано соглашение. Примечательно, что мы стали первыми, кого проинвестировал данный фонд, и наш проект является для них своего рода имиджевым. Само подписание проходило торжественно, с большим апломбом в присутствии, в том числе, известного предпринимателя Андрея Коркунова.

Сколько средств вам было выделено, и на что они были израсходованы?

Размер займа составил 5 миллионов рублей. Деньги пошли на первоначальные оборотные средства, организацию цеха и приобретение оборудования. Очень много средств ушло именно на обустройство цеха — ремонт помещения, монтаж вентиляции, установку печей и т.д. На первый взгляд может показаться, что это сравнительно небольшие затраты, но в совокупности набегает очень приличная сумма. Больших вложений потребовала и закупка оборудования. Профессиональное оборудование, даже самое простое, стоит очень дорого. Скажем, обычный, с виду ничем не примечательный стеллаж из нержавейки может стоить 30 тысяч рублей, стол, на котором работают кондитеры, — 20 тысяч.

Было ли у вас изначально понимание технологии и процесса производства, и с чего вы непосредственно начали?

На старте была только идея — организовать производство мелкоштучной замороженной продукции в Красноярске. Поэтому первым делом были наняты специалисты-технологи, которые могли организовать производство и разработать рецептуры продукции. Это был непростой и длительный процесс. К примеру, для разработки рецептуры «макаруна» наш шеф-кондитер переработал огромное количество рецептов, пока не был достигнут нужный результат: чтобы с одной стороны пирожное имело классический вкус и структуру, а с другой — обладало бы оригинальной рецептурой. Сегодня мы можем сказать, что наш «макарун» — это оригинальный продукт, изготавливаемый по нашей собственной технологии.

Еще одна особенность наших «макарунов» — это размер: они больше традиционных. Если классический «макарун» весит около 14 граммов, то наш — 30-35 граммов. Мы сознательно пошли на такой шаг по двум причинам. Во-первых, для российского потребителя, как говорится, размер имеет значение. В его понимании десерт — это полноценный продукт, и в этом смысле наш большой «макарун» — более понятное и предпочтительное кондитерское изделие, чем классическое маленькое пирожное.

Второй и главный плюс большого «макаруна» в том, что в нем пропорция между начинкой и тестом позволяет дольше сохранять свежесть и вкусовые качества продукта. Проще говоря, маленький «макарун» быстрее засыхает и теряет свою главную «фишку» — нежный вкус и способность таять во рту.

Каковы мощности вашего производства, и сколько человек задействовано в процессе?

Если говорить непосредственно о «макарунах», то мы производим 15 тысяч пирожных в месяц. Это примерно 6-7 тонн продукции в год. В штате производства около 15 человек — технолог, кондитеры, пекари, оформители, лепщики. Сотрудники цеха занимаются как потоковым производством пирожных и десертов, так и индивидуальных тортов на заказ. Кстати, лепкой фигурок для тортов у нас занимаются настоящие скульпторы. Дело в том, что на старте направления MyCityCake торты у нас полностью делали кондитеры — от выпекания коржей до оформления. И мы никак не могли добиться идеального соответствия внешнего вида готового торта тому, что изображен на картинке. Это не было такой уж большой проблемой, но заказчики обращали на это внимание.

Тогда нас посетила мысль, что мы изначально неправильно подошли к процессу: все-таки кондитер должен выпекать торт, а заниматься его оформлением и лепкой фигурок должны специалисты с художественным образованием. Поэтому мы наняли профессиональных лепщиков, для чего даже провели специальный кастинг. После этого на выходе получили совсем другое качество — сейчас наши торты полностью идентичны тем, что изображены на эскизах. Приходилось ли сталкиваться с более серьезными сложностями в процессе производства? Без сложностей, конечно, не обходится, но, если говорить о каких-то действительно интересных моментах, расскажу о нашем первом опыте региональных отгрузок. Мы долгое время вели переговоры о поставках наших десертов в стаканах с торговой сетью «Холидей». Это одна из крупнейших сетей в Сибири.

В Красноярске она не присутствует, но в Новосибирской, Омской, Томской и других областях представлена очень широко — в общей сложности около 500 магазинов. Нам удалось договориться о поставках одной фуры наших десертов. Для нас тогда это был очень большой объем — примерно столько мы производили в год. А тут надо было уложиться в месяц! Один мой знакомый предприниматель, чье мнение для меня авторитетно, сказал, что я псих, раз согласился на такие условия (смеется).

Это был очень интересный опыт. Первым делом пришлось договориться с поставщиками сырья, чтобы они прокредитовали нас вперед. Затем встал вопрос увеличения мощности производства: для выполнения заказа нам необходимо было изготавливать 2 тысячи десертов в день, а мы в первый день изготовили только 800. Чтобы понять, где мы можем усилиться, я полностью расписал на бумаге весь производственный процесс и подсчитал, сколько времени уходит на каждый этап.

Нашлось «узкое место» — миксер — аппарат, в котором происходит приготовление десерта. Его мощности просто не хватало. Мы буквально в тот же день купили, установили и запустили дополнительный миксер. После этого вышли на объем в 1,5 тысячи единиц продукта. Еще раз проанализировали весь процесс и обнаружили, что драгоценное для нас время уходит на выгрузку и расфасовку готового десерта из миксера по стаканам — в это время сам миксер простаивал. Тогда мы стали выгружать продукт в другую емкость и уже из нее расфасовывать, а миксер в то же время загружался новым сырьем и запускался. Таким образом мы добились, что миксеры работали у нас почти беспрерывно.

В последние дни перед отгрузкой пришлось выводить в цех на расфасовку сотрудников офиса, чтобы уложиться в срок поставки. В общем, с приключениями, но нам удалось выполнить договор. Это была наш первая региональная отгрузка, а сейчас мы уже на постоянной основе работаем с сетью «Холидей».

Куда вы еще поставляете собственную продукцию?

География поставок собственных продуктов у нас пока не столь широка. На данный момент мы делаем отгрузки десертов в Новосибирск, Иркутск, Абакан и Томск. Что касается «макарунов», то сейчас готовим первую отгрузку в Новосибирск. Дело в том, что эти пирожные очень хрупкие, и их транспортировка проблематична. Это опять же к вопросу о сложностях, с которыми приходится сталкиваться. Ранее у нас была пробная поставка «макарунов» в Братск, но в результате на место пришло 30% «боя». Естественно, такие поставки нерентабельны.

Мы долгое время думали, как можно решить проблему транспортировки. К примеру, пытались делать «крышечки» пирожных из более плотного теста. Но это отражалось на качестве — десерт переставал быть нежным и таять во рту. То есть пирожное теряло свое главное качество. В конце концов, нашли выход — стали использовать упаковку, в которой каждое пирожное ставится на ребро и помещается в отдельном ложементе (фиксирующая ниша — ред.). Затем продукт подвергается глубокой заморозке. Недавно мы впервые отправляли «макаруны» в таком виде в Москву — мы ездили туда в составе бизнес-миссии Агентства развития бизнеса для участия в выставке «Продэкспо-2017». Пирожные прекрасно «пережили» поездку — ни одно не сломалось. Так что, можно сказать, проблему с транспортировкой «макарунов» мы решили.

Как давно вы сотрудничаете с Агентством развития бизнеса?

С прошлого года мы сотрудничаем с Агентством в плане финансового взаимодействия — брали у них заём на оборотные средства. В этом году рассчитываем взять еще один. Однако о том, что Агентство организует поездки на выставки для красноярских предпринимателей, мы на тот момент не знали. А выяснили это случайно. В прошлом году я был на «Продэкспо» и обратил внимание на красноярский стенд, где был представлен ряд местных компаний. Я озадачился вопросом, кто его организует, и как нам принять в нем участие. Потому что самостоятельно участвовать в «Продэкспо» довольно хлопотно и затратно — до миллиона рублей нужно потратить, чтобы более-менее нормально быть представленным. В итоге выяснил, что организует поездку Агентство, в этом году мы обратились туда, и нам пошли навстречу. Сейчас, если получится, рассчитываем принять участие в подобной бизнес-миссии в Китай.

Что дает участие в таких выставках?

К примеру, «Продэкспо» — это огромная выставка, куда со всей страны приезжают дистрибьюторы, закупщики торговых сетей, сетей общепита и т.д. Причем приезжают не просто так, а конкретно, чтобы найти новые продукты. Скажем, мы привезли оттуда порядка 150 контактов. В их числе практически все федеральные сети — «Азбука вкуса», «Пятерочка», «Ашан», METRO. Конечно, это не значит, что мы тут же начали отгружать им продукцию, но мы значительно облегчили выход на них. Это очень важно, поскольку в обычных условиях выход в другие регионы, на новых заказчиков — процесс сложный и долгий. Сначала нужно договориться о поставках дегустационной партии, отправить ее, потом отправить расширенную дегустацию — уже для клиентов заказчика, затем, если все удачно, сделать первую отгрузку и т.д. Это может длиться по полгода, особенно, учитывая наши расстояния. А здесь соответствующие специалисты, представители потенциальных партнеров сами приехали, попробовали, оценили твой продукт и уже выказали готовность его брать. Конечно, это значительно упрощает и ускоряет процесс.

То есть для вас поездка на «Продэкспо» вышла удачной?

Без ложной скромности скажу — более чем. Во-первых, нашу продукцию высоко оценили — она получила сразу три медали выставки, во-вторых — мы нашли множество новых контактов. Честно говоря, мы не представляли, каким будет масштаб интереса к нашей продукции. Сначала даже решили, что, если будет совсем плохо, то встанем где-нибудь в проходном месте и будем зазывать к себе людей листовками. Но вышло так, что уже в первый день нам пришлось ограничить дегустацию наших десертов — столько народу к нам шло. Было буквально так, что подходил человек, просил попробовать нашу продукцию, а мы его спрашиваем: «А вы кто?» (смеется). То есть приходилось отсеивать всех праздно интересующихся, потому что иначе мы просто остались бы без продукции в то время, когда к нам подошел бы категорийный менеджер какой-нибудь крупной сети.

Каковы ваши планы по развитию бизнеса?

Сейчас нам необходимо отработать полученные на выставке контакты. С учетом их объема это трудоемкая задача. Надеюсь, что уже весной сделаем по ним первые отгрузки. На лето у нас есть планы по расширению ассортимента и увеличению производственных мощностей — чтобы к осени, к началу сезона, выйти с новыми объемами и продуктами. А дальше будет видно.

Признаюсь, у нас есть амбициозные планы по организации небольшого производства в Подмосковье. Дело в том, что основной ингредиент — миндальную муку — и упаковку мы закупаем в Москве и Питере. И вообще вся логистика у нас организована через Москву. То есть товар, который мы отгружаем, к примеру, в Хабаровск, сначала едет в столицу, а уже оттуда на место. Естественно, такая логистика стоит больших денег. Поэтому, если организовать производство поближе к Москве, мы смогли бы существенно сэкономить и снизить себестоимость нашей продукции. Но это наши более поздние планы.

Алексей Хитров, NEWSLAB