«Мы создаем разметку специально для дорог Сибири»: как работает красноярское предприятие «Формула-К»

О главных врагах дорожной краски, суровом климате и стойких пластиках

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своём деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес. Красноярское предприятие «Формула-К» работает на рынке материалов для дорожной разметки с 2014 года. И если начинался бизнес с производства обычной краски, то сейчас компания предлагает различные суперстойкие материалы, хорошо работающие на современных дорогах. Об истории и секретах успеха компании «Формула-К» узнали у её директора Алексея Грязнова.

О старте бизнеса

Производство материалов для разметки дорог — довольно узкое направление бизнеса. И мы, пожалуй, единственная компания в Красноярском крае, которая работает исключительно в этом сегменте. Да, есть предприятия, производящие лакокрасочную продукцию, которые тоже делают материалы для разметки, но для них это, как правило, только часть большого бизнеса, да и делают они только краску. Мы же, работая в одном направлении, производим разные виды материалов, постоянно совершенствуя их.

Компания «Формула-К» появилась в 2014 году. Мы начинали на базе компании «БРИЗ-Центр», которая в Красноярском крае занимается нанесением разметки. Заходить в такой узконаправленный сегмент, не имея крупного партнера, — заведомо проигрышный вариант. Начинали мы с самого простого — производства краски для разметки дорог, и в 2015 году сделали порядка 700 тонн. В 2016 году запустили производство термопластика — это материал, который наносится на дорожное покрытие горячим. Годом позднее у нас появились холодные пластики и спрей-пластики.

В настоящее время мы продолжаем улучшать характеристики наших материалов, совершенствовать их свойства, наблюдать, как они ведут себя на дороге.

Об идеальных материалах для сибирских дорог

Наша основная идея — производство наиболее стойких материалов, подходящих для дорог Красноярского края и регионов с похожим климатом. Серьёзная проблема — бюджетные ограничения муниципалитетов. Поэтому выбор при планировании работ очень часто останавливается на краске, хотя это недолговечный материал. Но круглогодичную разметку способны обеспечить только термопластики и пластики холодного нанесения.

Большую роль играет качество дорожного покрытия. В 2015 году опыта ради мы ездили в Канаду — климат там похож на наш, а краска на дорогах живет дольше. Мы привезли с собой их материалы и нанесли на дорогу рядом с местными. И каково же было наше удивление, когда канадская краска сошла с дороги раньше нашей. Дело в том, что покрытие дорог в Канаде изначально лучше, поэтому и краска держится дольше.

К тому же водители в Канаде не пользуются шипами, а у нас для разметки самый главный бич — это шипы. Весенний и осенний периоды, когда снега почти нет, но водители ездят с шипами, боясь перепадов температур, — самые суровые времена для любых разметочных материалов.

О процессе производства

Отработка и улучшение рецептуры наших материалов происходит на высоком уровне. Прежде всего мы стараемся следить за мировыми тенденциями и плотно сотрудничаем с нашими поставщиками сырья. В основном это представители зарубежья — Японии, Германии, Италии и других стран.

К примеру, уже не первый год мы выезжаем в Германию и работаем в лаборатории крупнейшего немецкого химического концерна Evonik. Мы отрабатываем рецептуры, которые потом на своем производстве модифицируем под наши дороги и климатические условия. Материалы проходят серьёзную проверку. У нас есть специальные стенды, имитирующие воздействие на разметку самых разных внешних факторов. Кроме этого, наши материалы уже четвёртый год участвуют в сравнительно-полевых испытаниях, проводимых под руководством Краевого управления автомобильных дорог по Красноярскому краю с привлечением независимой лаборатории.

О составе материалов и отечественной химпромышленности

Основное вещество в составе материалов дорожной разметки — акриловые смолы, и именно их мы заказываем у зарубежных производителей. Было бы прекрасно использовать отечественное сырье, но наша химическая промышленность не развита в нужной мере. Те же смолы хоть и производятся, но они не того качества и не тех свойств, которые предлагают зарубежные компании.

Заметно лучше ситуация в части наполнителей для дорожно-разметочных материалов. Все наши потребности мы закрываем отечественными разработками. Но самые дорогостоящие вещи, так сказать, «мозги» всей системы производства, заказываются исключительно из-за рубежа.

О поставках за пределы края

«Формула-К» поставляет свои материалы в 12 регионов: Хакасию, Туву, Алтайский край, Новосибирскую и Иркутскую области и др. Также мы проанализировали экспортные возможности и готовы выходить на наших зарубежных соседей на юге и востоке. Мы уже побывали в нескольких странах и сейчас прорабатываем первый экспортный контракт. При поддержке Агентства развития бизнеса мы презентовали себя на выставке в Китае и посетили с бизнес-миссией Казахстан. Кроме того, в этом году мы самостоятельно ездили в Монголию. Перспективы за рубежом есть, но, допустим, в тот же Китай попасть достаточно сложно. Это связано с закрытостью рынка, строгими требованиями в части сертификации, языковым барьером. Сейчас мы рассматриваем новые предложения агентства и планируем совершить ещё ряд поездок для расширения рынка.

Кристина Иванова, NEWSLAB