Люди своего дела: Иван Макаров

Каждый человек рано или поздно задумывается о «своем деле». Для многих оно так и остается «прожектом», некоторые начинают, но не доводят его до конца, и только единицы достигают заветной цели — создают собственный бизнес.

Основатель и директор компании «АВАКС-ГеоСервис» Иван Макаров рассказал, как студенческий стартап развивается в успешный бизнес-проект.

Как возникла идея заняться созданием беспилотных летательных аппаратов?

Я с самого детства увлекался техникой, в сознательном возрасте это увлечение переросло в серьезные занятия авиамоделированием — в старших классах я конструировал радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов. Потом, на первом курсе университета, увлекся радиоэлектроникой, программированием контроллеров, робототехникой.

В то же время мой партнер по бизнесу Егор Крылов продолжал плотно заниматься созданием радиоуправляемых моделей, а также увлекся системами автоматического проектирования и конструированием. Здесь наши интересы и знания пересеклись, и мы решили объединить их для создания собственных летательных аппаратов. Потом уже к нам стали присоединяться другие члены команды, которые также разделяли наше увлечение и обладали различными компетенциями в этой области.

Когда произошло формирование команды? И с чего вы начали?

Как коллектив, с конкретными идеями и первыми попытками их воплощения, мы работаем с 2008 года, когда были еще студентами СибГАУ. На этом этапе мы начали реализовывать свои технические разработки, нам удалось создать свой первый беспилотный летательный аппарат. Дальнейшую деятельность продолжили уже на базе СФУ в качестве творческого коллектива отдела Беспилотных авиационных систем Студенческого конструкторского бюро. В это же время начали участвовать в различных конкурсах, выставках.

При поддержке Краевого фонда науки получили первый грант, позволивший нам сконструировать наши первые летательные комплексы. С их помощью начали оказывать услуги по аэрофотосъемке — по заказу различных компаний делали с беспилотников съемку местности и обрабатывали изображения. Это стало нашим первым видом деятельности. Затем, в 2012 году, мы оформились уже как самостоятельная компания, а с 2013 года стали позиционировать себя как предприятие, которое занимается не просто услугами на базе беспилотной летательной техники, а делает собственные разработки конструкций, технологической оснастки, авионики и средств связи в области БПЛА.

То есть, до этого вы не позиционировали компанию, как производителя беспилотных летательных аппаратов?

Дело в том, что именно как производитель БПЛА мы несколько запоздали. К нашему появлению на рынке уже были компании, которые зашли с локализацией импортных разработок, также были опытные компании, которые как конструкторские коллективы существуют еще с 1980-х годов, когда работали в рамках крупных авиационных заводов. Наконец, присутствовали компании-выходцы из других — уже состоявшихся в нише БПЛА — предприятий. Естественно, что нам, как начинающим инженерам, а тем более бизнесменам, конкурировать в этой области было трудно.

Поэтому мы выбрали для себя несколько более широкую и сложную нишу — мы интересны тем, что можем предложить различные решения в области беспилотных аппаратов, начиная от идеи, технической разработки и заканчивая воплощением. Это могут быть средства связи, навигации, управления, какие-то IT-решения, которые могут быть интегрированы в комплекс более высокого уровня.

Есть множество элементов, без которых технология БПЛА практически неприменима. Например, система навигации позволяет определить, как ориентирован аппарат, в какой точке он находится. Система управления, оперируя информацией о навигации, ведет его в заданную точку. Система взаимодействия с полезной нагрузкой управляет, например, фото- или видеокамерой. Это как раз те инженерные задачи, которые мы решаем. Эти технологии мы обкатываем на своих аппаратах и предлагаем их заказчику. И в этой нише мы оказываемся востребованы.

Тем не менее, продвигаете ли вы на рынок аппараты собственного производства? Именно как готовый продукт.

Опытно-конструкторские работы — достаточно тяжелый хлеб, это постоянные риски, необходимость решать сложные, наукоемкие задачи. Поэтому, конечно, приходится двигаться и в направлении выпуска готовой продукции. Мы понимаем, что необходимо поддерживать компанию не только сложными рисковыми заказами, которые дадут хорошие плоды в перспективе, но и выпуском серийной продукции — той, что нами уже освоена, отработана и может приносить прибыль уже сейчас.

Так сказать, идем двумя путями: один — интересный, другой — надежный. Причем, так как конкурировать на российском рынке нам в силу исторических причин сложно, мы сейчас активно продвигаем наши беспилотники за рубежом.

Есть результаты?

Да, мы уже осуществили поставку нашей продукции в Африку, сейчас идут переговоры о поставках в Индию.

Кто заказчики ваших услуг и продукции?

Геодезические компании, предприятия, которые занимаются мониторингом каких-либо инфраструктурных объектов, природных ресурсов. Это что касается услуг по аэросъемке и заказов БПЛА.

По технологиям наши потребители — организации, которые занимаются разработками беспилотной техники. Там мы выступаем как исполнители: выполняем какую-то часть работ — разработку систем управления, бортовой авионики, эскизное и техническое проектирование, консультирование, а также проводим наземные и летные испытания.

К слову, в этом направлении приходится интенсивно расти: предъявляется очень большой объем требований, в первую очередь, по подготовке технической документации. Это приходится осваивать одновременно с основной деятельностью.

Вы — достаточно молодая компания. С какими сложностями пришлось столкнуться, становясь на ноги?

Сложности были разные. В первую очередь, отсутствие опыта и понимания этого вида деятельности, как бизнеса. Кроме того, наукоемкие продукты, как правило, проходят стадию, когда непонятен спрос, поэтому продажи приходится осуществлять в отсутствии рынка как такового. В этом процессе очень важна финансовая поддержка, она имеет ключевое значение. У нас нашлись инвесторы, которые поддержали наши начинания и даже выступили своего рода вдохновителями. Это Группа компаний «Прогноз», с которой мы и сейчас продолжаем работать. Серьезную финансовую поддержку мы получили за счет выигранных конкурсов и грантов.

К примеру, на грант от Краевого фонда науки мы приобрели оборудование, благодаря которому смогли позиционировать себя не только как компания-разработчик, но и как предприятие, имеющее промышленные амбиции. Также в настоящее время мы начали сотрудничать с Красноярским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, и возлагаем на него надежды в плане продвижения нашей продукции, особенно, за рубежом.

Какую помощь вам уже оказали в Агентстве?

Я уже сказал, что мы заключили контракт на поставку нашей продукции в Африку, в Замбию. Документальным сопровождением этого контракта занимались как раз специалисты Центра поддержки экспорта Агентства.

Кроме того, Агентство субсидирует участие компаний в выставках, в том числе, зарубежных, оказывает услуги перевода документации на иностранные языки, а также консультационную поддержку в экспорте товаров. Все эти услуги для нас актуальны, поскольку мы намерены выходить именно на зарубежные рынки, поэтому мы планируем ими воспользоваться. Также нам необходимы услуги по маркетинговым исследованиям и возможностям кооперации с другими предприятиями для выхода за рубеж. Сейчас, пытаясь войти в какую-то страну или встроиться в какой-то процесс, действовать приходится на ощупь.

Сколько человек занято в вашей компании, и что это за специалисты?

На данный момент у нас работают около 50 сотрудников.Это инженеры по радиоэлектронной аппаратуре, инженеры-программисты, специалисты по маркетингу, менеджменту качества.

Как вы оцениваете собственные силы: в состоянии ли ваша компания конкурировать с отечественными и зарубежными производителями БПЛА?

Конкурировать мы можем и будем. Более того, по ряду направлений мы — одна из ведущих в России организаций с точки зрения технических возможностей. Нам где-то недостает формальных компетенций — скажем, в составлении технической документации по гособоронзаказу — но в плане научного и инженерного потенциала мы в числе самых сильных команд в России. Например, в области систем управления, радионавигации и связи.

Сейчас эти направления нам нужно усилить и подтвердить более широким спросом. А в совокупности с направлением «искусственного интеллекта», которое мы будем развивать в следующем году, мы будем иметь претензии в масштабах глобального рынка.

Что вы имеете в виду под направлением «искусственного интеллекта»?

Речь идет о технологии «технического зрения», системе, благодаря которой аппарат будет обладать автономностью — сможет летать на низкой высоте, не сталкиваясь при этом с препятствиями, сможет определять свои координаты в отсутствие спутниковой навигации, по наземным ориентирам. То есть, сможет делать все то, что делает пилот самолета или вертолета, находясь в кабине. Это позволит значительно расширить спектр функций, которые могут выполнять беспилотники. Это сложная, научная, задача, но здесь у нас есть перспективы.

Что касается наших первоочередных планов, то нам сейчас необходимо сформировать пул заказов, который позволит нам не распылять силы и сосредоточиться на основной деятельности — разработке беспилотных аппаратов под задачу, системах управления и связи.

Алексей Хитров, NEWSLAB